Ну вот, сегодня, наконец, настал тот день, когда я могу поделиться с вами своим пусть пока небольшим, но педагогическим опытом :)
Вчера у меня уроков не было, но я не пренебрегал возможностью узнать как можно больше об отличительных особенностях детей, которые учатся в данном колледже, чтобы постараться заранее представить себе, что же меня будет ожидать завтра на первом уроке. Мнение всех преподавателей независимо от уровня занимаемой должности в целом сводилось к тому, что дети трудные, не хотят учиться, и мне нужно постараться их как-нибудь заинтересовать, а то будут постоянно разговаривать друг с другом во время урока, переписываться СМСками, могут отпрашиваться в туалет и долго не появляться (курят на улице в это время и т.п.). Советы в целом сводились к тому, чтобы быть с ними построже с самого начала и ни в коем случае не выпускать их из класса. Особенно нелестно отзывались о студентах группы, в которой мне предстояло вести урок на следующий день.
Также я интересовался мотивацией студентов и тем, как педагоги объясняют такое их неудовлетворительное поведение. В ответ звучали такие слова как: просто ленивые, невоспитанные, не ценят того, что обучение для них бесплатное и т.п. Я внимательно слушал их, но про себя не соглашался с тем, что по сути данному колледжу достались "бракованные" дети. Для себя я решил, что при настраивании к уроку я буду придерживаться хорошо известного принципа: "не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя". Хочу подчеркнуть, что мне казалось очень важным правильно настроиться к первому уроку с такой сложной группой, чтобы студенты не могли подбросить мне какой-нибудь неприятный сюрприз, сразу испортив тем самым начало моей педагогической карьеры.
К счастью, я ещё имел возможность немного понаблюдать за тем, как они общаются с некоторыми преподавателями и пришёл к утешающему для себя выводу, что главное то, что дети не злые, и вообще любознательные. По сути, можно было сказать, что они просто сели на шею своим педагогам и не учатся хотя бы потому, что вполне могут обойтись без этого - ведь они научились просто мастерски ими манипулировать. Когда я специально уточнил у одной учительницы, которая очень на них жаловалась, не может ли проблема заключаться в том, что дети просто не тянут (им сложно), она с уверенностью заявила, что у этих детей с умственными способностями уж точно нет никаких проблем.
Этого обстоятельства стало для меня достаточно, чтобы сделать вывод о том, что к данным детям просто не был найден правильный подход.
Конечно, найти его самому было бы лишь половиной дела - я прекрасно понимал, что в пятницу мне предстоит столкнуться с учениками, которые применяют отточенную тактику поведения в отношении учителя, которая привела к увольнению уже нескольких преподавателей информатики. Собственно говоря, вероятны были только две негативные разновидности ситуации: столкнуться с попыткой деструктивно заманипулировать собой, либо поддаться на специально спровоцированный конфликт. Моей задачей было постараться избежать их обе.
Также я отдавал себе отчёт в том, что дети непременно решат испытать нового учителя на прочность. Вспоминая себя и своих сверстников в школьные годы, я подумал, что в какой-то мере это можно считать нормальным, и будет неправильно сразу же воспринимать такое поведение, как негативное отношение лично к себе, ведь в конце концов дети обо мне почти ничего не знают, следовательно, в них должна присутствовать какая-то доля интереса, возможно даже смешанная со страхом. В общем, я считал, что при правильном поведение можно было рассчитывать на высокие шансы произвести на них приятное впечатление. Но эту правильную стратегию поведения ещё только предстояло выработать.
Я решил остановиться на следующих основополагающих принципах поведения: быть открытым, вежливым, понимающим, терпеливым, готовым к общению с ними и вести себя естественно - опять таки вспоминая себя в их годы, я мог не сомневаться в том, что дети тонко чувствуют фальшь, поэтому играть какую-то роль, чтобы войти к ним в доверие - не удастся (да и не мой это стиль). Поэтому я настраивался на то, чтобы заранее создать у себя такое представление о них, чтобы мне удалось провести урок приятно и для них и для себя, что, я считаю, для учителя не менее важно (получать удовольствие от ведения уроков).
Ещё я для себя решил, что постараюсь сразу применить индивидуальный подход к ним, чтобы каждый ученик смог почувствовать на себе, что он является для учителя отдельной самостоятельной личностью, а не составной частью класса. Кстати, я знал, что в группе 30 человек, но меня не пугало, что их слишком много, и у меня даже при всём желании не получится уделить своё внимание каждому нуждающемуся в нём ученику. Я никогда не читал специальных книг по психологии, тем более по подростковой, но по себе знал, что дети в этом возрасте сильно нуждаются во внимании и в искреннем интересе к себе со стороны взрослых, и что все конфликты между учениками и учителями по сути являются следствием того, что можно назвать протестным поведением со стороны учеников (например, когда они грубо отвечают учителю, игнорируют его указания и т.п.). Один из преподавателей меня так сразу и предупредил с небольшим раздражением: готовьтесь к тому, что они будут перед вами постоянно вы..бываться и недвусмысленно пожелал мне удачи.
Я был морально готов уже практически ко всему! И даже к самому уроку... :) Засиделся в читальном зале библиотеки допоздна, готовя конспект к предстоящему уроку и пытаясь выбрать для своих учеников самые лаконичные, интересные и понятные отрывки из всех учебников по информатике для 10-11 класса, которые только удалось найти библиотекарю по моей просьбе (пока охранник практически не выгнал меня). Сразу скажу, что из этого с трепетом подготовленного конспекта мне сегодня удалось озвучить лишь тему урока, но тем не менее, я уверен, что мне удалось добиться поставленной цели и после пары с удовлетворением от проделанной работы уходил не только я, но и большинство учеников. Забавной фразой сразу после урока встретил меня директор колледжа: "Ну как, живой?".
Как мне объяснили, занятия по информатике в колледже проходят по следующей схеме: на первом уроке учитель объясняет теоретический материал, а после перемены ученики закрепляют полученные знания за компьютерами.
По расписанию моё занятие было назначено на первую пару, поэтому я был морально готов к тому, что большинство учеников сильно опоздает к первому уроку, который начинается в 9:00. И то, что подошедшие мальчики не поздоровавшись с новым учителем сразу направились к компьютерам, включили их и стали дружно играть в стрелялку по локальной сети, громко при этом координируя своим действия голосовыми командами, а девушки кучкой уселись за партами в дальнем углу кабинета и враждебно на меня поглядывали, меня не сильно удивило. Я был настроен на позитивное общение, нужно было только придумать какой-нибудь способ привлечь их внимание, чтобы оторвать от игры и девичьих разговоров, чтобы наконец начать урок. Не помогали даже увещевания двух присутствующих преподавателей вести себя прилично и не доводить до увольнения очередного учителя информатики.
Я решил придерживаться разработанного плана, то есть вести себя с ними вежливо, но при этом не прогибаясь под их капризы в стиле: "Ну я же должен его замочить" в ответ на моё предложение выйти из игры и повернуться лицом к учителю. Я настроился на доброе позитивное общение с интересными мне учениками, поэтому легко игнорировал грубые реплики со стороны девушек на все свои нейтральные и доброжелательные вопросы.
Было понятно, что ученики воспринимают своего нового учителя, как же как и всех предыдущих, как человека, от которого можно ждать одних неприятных ощущений, поэтому я дал им опредёленное время на то, чтобы они смогли узнать получше и почувствовать, что я на самом деле отношусь к ним по-другому и моё отношение действительно искреннее.
Но при этом была одна дилемма: нужно было проявить твёрдость, но я считал неправильным позволять себе командовать, отдавая приказы и т.п., так как очевидно всё это не подействовало бы - наоборот такое моё поведение наверняка прекрасно уложилось бы в их шаблоны поведения учителя, и они на полную катушку запустили бы свой алгоритм поведения, который учителя называют поведением невоспитанных и наглых хамов. Мне провоцировать такое их поведение было ни к чему и ошибиться было нельзя, потому что эту ошибку, возможно, в данной группе было бы уже не исправить никогда. Поэтому я решил, что пришло самое время реализовать избранный индивидуальный подход, сочетая его с предельной вежливостью.
Со школьной скамьи я хорошо знал одну непреложную истину: ученики очень сильно не любят, когда к ним обращаются по фамилии. Кроме того, хотя я специально уточнял у директора, как у них в колледже принято обращаться к студентам: на "ты" или на "вы" (он ответил, что на "вы", чтобы не быть фамильярным), но я для себя решил, что всё-таки буду выбирать обращение по обстоятельствам, полностью полагаясь на свои внутренние ощущения, при этом я был уверен, что моё "ты" должно будет восприниматься не как проявление фамильярности, а больше как дружеское обращение. На практике получилось, что к одним я обращался на "ты", к другим на "вы", т.е. смешанно и когда как.
Поэтому вначале, видя, что просто словами не удаётся привлечь к себе внимание (в ответ мне прозвучало что-то вроде "вначале доиграем потом..."), я не поленился, подошёл к каждому парню, играющему за компьютером, и повернувшемуся ко мне спиной, легко прикоснулся к его плечу и дружелюбно спросил (стараясь, чтобы это прозвучало как можно вежливее):
- Как тебя зовут?
- [удивлённо] Ваня [например]
- [предельно заботливо] Ваня, мне кажется тебе будет намного интереснее слушать меня, если ты повернёшься лицом к доске. Давай я помогу тебе выйти из игры. Не мог бы ты, пожалуйста, пересесть вот за эту парту?
После этого по очереди друг за другом парни приятно шокированные тут же послушно вставали и пересаживались за предложенные мной места без единого лишнего слова.
Когда интерес в учениках всё же пересилил, и девушки стали спрашивать как меня зовут, я назвал своё имя и сразу мелом на доске написал в самом верху доски свои фамилию, имя, отчество, чтобы не переспрашивали потом во время урока, если не смогут запомнить, и всегда имели бы возможность прочитать их на самом видном месте. Довольно скоро они освоились и стали довольно бегло обращаться ко мне по имени и отчеству, что, надо сказать, было для меня довольно непривычным.
Я начал урок с того, что выразил желание рассказать им немного о себе. Девушки проявили больший интерес, чем парни, которые тем временем развернули игру в карты на последней парте (я решил до поры до времени сделать вид, что не заметил, чем они там полускрынто занимаются). В общем, рассказал сколько мне лет, какой окончил вуз, какой факультет, в каком году, кем потом работал, куда пошёл учиться после этого и по каким причинам оказался в их колледже сейчас. Потом я сказал, что теперь хотел бы познакомиться с ними. Правильно произносить их фамилии, читая из журнала, я немного потренировался накануне, так как помнил о том, что ученики крайне болезненно переносят, когда коверкают их фамилии, и всегда искренне извинялся перед каждым, если происходил такой случай. При этом я не скрывал, что стараюсь запомнить их имена, и сразу пытался обращаться к каждому по имени. Им это нравилось.
Отсутствующих людей сегодня я решил не отмечать в силу определённых причин. Оценок сегодня тоже ставить не стал. Объяснил это тем, что не хотел бы проверять знания, которые давал им не я. Задал творческое домашнее задание (несложное), которое по идее должно развить их фантазию на тему, где в своей жизни они смогут использовать полученные на текущем уроке знания и применить приобретённые навыки. Знал, что станут возражать в стиле: "нам домашних заданий не задают", поэтому не растерялся с ответом, который они не смогут воспринять как насилие над собой со стороны учителя.
Хотя звонок после первого урока прозвенел для меня неожиданно, я не стал возражать против их мгновенного выхода из класса, так как, во-первых, они придали ему дружелюбное словесное сопровождение, адресованное мне, а, во-вторых, я считаю концлагерский принцип некоторых учителей "звонок для учителя, а не для учеников" - неправильным. Попросил только, чтобы обязательно вернулись через 10 минут (столько длится перемена) и постарались не задерживаться. Все вернулись вовремя. Девушки даже раньше.
За время перерыва я подготовил им на доске наглядное пособие для выполнения практического задания на втором уроке. Почти сразу же начались капризы в стиле: "мы знаем, как этого делать... мы это уже делали (типа, не хотим выполнять ваше задание)". Здесь я тоже не растерялся и в хорошем настроении предложил им в таком случае быстренько выполнить задание на компьютере и продемонстрировать его мне, чтобы иметь возможность заниматься дальше своими делами. Надо сказать, что лишь единицам удалось при этом выполнить задание самостоятельно полностью без моих подсказок. Но принялись они за дело с энтузиазмом. Правда, мне перед этим пришлось подойти к некоторым ученикам и попросить их закрыть программу, в которой они раскладывали пасьянсы и вежливо и дружелюбно предложил помочь подсказать, как можно найти и запустить ту прикладную программу, которая требуется для выполнения этого задания. Дальше они наперебой подзывали меня, и я консультировал их по трудностям, которые у них возникали, не жалуясь при этом, что мне приходится повторять одно и то же в сотый раз. Для меня было важным создать у них положительную мотивацию по отношению к изучаемой теме и данной программе. Кстати, ещё на первом уроке я проявил интерес к выбранной ими специальности, выразил убеждённость, что этот выбор был осознанным и обратил их внимание на то, что полученные на данном занятии навыки потом обязательно пригодятся им как в трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.
А те парни, которые в карты играли, на моё сочувствующее: "вам сегодняшняя тема совсем не интересна?" вежливо успокоили меня фразой в стиле: "мы действительно это уже умеем", но им всё равно пришлось согласиться на то, чтобы немедленно отложить игру в карты и выполнить задание на компьютере. Договорились, что после этого они смогут продолжить, но, по-моему, они так к картам и не вернулись (всё-таки не очень удобно, наверное, играть карты когда все остальные кругом увлечённо заняты чем-то на компьютерах)...
Таким образом, удалось наладить контакт с группой, но что было более важным для меня, так это то, что практически каждый из них вынес с урока какие-то новые навыки, которые ранее были ему недоступны (то есть, можно сказать, узнал для себя что-то новое). При этом большинство из них ушли в хорошем настроении и тоже удовлетворённые своей работой. Именно в этом я и вижу главную задачу учителя: познакомить ученика с какой-то новой областью знаний (что бы он хотя бы услышал о её существовании) и поощрить его на дальнейшие уже самостоятельные шаги по углублению этих знаний, придав ему уверенности в себе и в своих силах. Мне кажется, всем учителям должно быть очевидно, что на уроках учеников практически нельзя успеть ничему научить, поэтому нужно смещать акценты с "вдалбливания" знаний в голову, на выработку соответствующей мотивации у обучающегося.
P.S. К сожалению, в нашей стране учителям по-прежнему платят очень маленькие зарплаты, поэтому в школы к детям проникают достаточно много нечистоплотных (не побоюсь этого слова) людей, которые насилуют и калечат детскую психику. И что самое ужасное - таких людей не увольняют хотя бы из принципа "а кто же тогда будет работать в школах? никто ведь не идёт..." Мне кажется такое отношение к детям недопустимым и крайне неприемлемым. Такие учителя часто жалуются на то, что дети получают то отношение с их стороны, которое заслуживают, что они плохие, не умеют себя вести и т.п. Они оправдывают это тем, что в школах очень тяжело работать. Можно подумать, что если мало платят, то можно даже позволить себе произвол. Они говорят, попробуйте сами поработать на нашем месте.
Надеюсь, что если у меня получиться стать хорошим учителем, то тогда у меня будет моральное право осуждать подобных учителей и добиваться их увольнения и даже, может быть, привлечения к уголовной ответственности (в случае допущения особенно тяжких нарушений прав и свобод ребёнка с их стороны).
четверг, 2 апреля 2009 г.
Первый
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий