пятница, 13 июля 2012 г.

О природе науки

Часовой механизмКогда к ученому попадают часы, у него возникает сильный интерес относительно того, как эти часы устроены. Ему очень хочется узнать, что именно двигает стрелками часов, почему часовая, минутная и секундная стрелка движутся с разными скоростями, и главное - по какой причине по часам можно достаточно точно определять время, никак их при этом не модифицируя существенным образом.

Первым делом ученый снимает заднюю крышку механических часов и обнаруживает под ней шестеренки, винтики и пружины. Тут он говорит: "Ага, часы состоят из этих частей". "Каждая из стрелок соединена с шестеренками разного размера, поэтому скорости их движения значительно различаются". Таким образом, результаты наблюдений за стрелками часов получают объяснение с научной точки зрения. Но при этом по-прежнему остается без ответа самый интересный вопрос: что заставило составные части собраться в часах так, чтобы по ним можно было определять время.

Предполагая существование некоего закона, собравшего эти часы из составных частей в полном соответствии с самим собой, ученый продолжает процесс анализа и разбирает эти части на все более и более мелкие детали, чтобы найти в их устройстве объяснение причин возникновения и существования данного гипотетически предполагаемого закона.

Так ученый доходит до атомов. Разбирает их и обнаруживает электроны и ядра различных сортов. Двигаясь дальше, он выясняет, что ядра сделаны из протонов и нейтронов, которые, в свою очередь, состоят из кварков и глюонов. В этом месте сообразительный ученый по идее должен догадаться, что из полученных составных частей теоретически можно собрать абсолютно любой часовой механизм, в том числе и совершенно не соответствующий течению времени. Другими словами, внутреннее устройство элементов часового механизма не позволяет предположить существование одного единственного закона, по которому он теоретически мог бы быть собран. Этих законов могло быть огромное количество, ни один из которых не был бы более предпочтительным по сравнению с остальными.

К сожалению, результаты великолепно проведенного анализа оказываются абсолютно бесполезны по причине невозможности последующего однозначного синтеза обратно до уровня часов. Это связано прежде всего с тем, что часы представляют из себя систему, системные свойства которой, очевидно, безвозвратно теряются при последовательном анализе её составных частей. И именно одним из системных свойств объясняется соответствие скорости движения стрелок часов течению времени, которое они призваны отмерять.

Наша Вселенная, работающая чётко как часы, тоже представляет из себя систему. На Большом адронном коллайдере (БАК) ученые физики пытаются воспроизвести условия в первую секунду после Большого взрыва. На днях в ЦЕРНе было объявлено о предположительном открытии бозона Хиггса. Благодаря БАК, ученым удалось значительно продвинуться в разложении вещества на составляющие, но даже самые оптимистичные прогнозы, к сожалению, не позволяют предполагать существование лежащего в основе всего единого закона, который объяснял бы причины возникновения нашей Вселенной и именно в таком виде, в котором мы все её наблюдаем.

Точно так же, как не существует единый закон, согласно которому мог возникнуть мастер-часовщик, обладающий знаниями и навыками по сбору часовых механизмов, и который побудил бы его к акту творческой деятельности по созданию изучаемых ученым часов. А если и существует, то должен лежать за пределами системы, которую он создал, а не быть ограниченным составляющими её элементами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий